Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Автор Тема: Клад у Борисоглебского собора в Чернигове  (Прочитано 1026 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

VADICH

  • Администратор
  • *****
  • Репутация: +388/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 4366


 Автор Отец родной

При проведении планировочных и исследовательских работ у южного фасада Борисоглебского собора в г. Чернигове в 1957 г. был найден клад золотых и серебряных вещей. Здесь были обнаружены остатки стен паперти и каплицы, поврежденные многочисленными захоронениями, делавшимися вплоть до наших дней. Стены как паперти, так и каплицы сложены из светло-желтого кирпича, аналогичного кирпичу стен собора. При раскопках западнее южного портала было вскрыто захоронение XIX в., лежавшее параллельно южной стене паперти, в 0,35 м от нее. При разборке завала кладки между погребением и остатками этой стены, на уровне древней отмостки, был найден клад'. Он лежал в виде компактной кучки на самом краю могилы XIX в., среди развала кирпича и раствора кладки, в черной земле и трухе перегнившего дерева.

Клад представллл собой специально уложенные драгоценные украшения: два серебряных витых браслета (рис. 1, 1,2) были надеты на золотое кольцо со щитком (рис. 1, 4) и поставлены под углом друг к другу. Внутри образовавшегося пространства были положены 11 золотых женских украшений и золотое витое кольцо (рис. 1,3), сложенные в кучку и обмотанные четырьмя золотыми цепочками (рис. 2). Возможно, что этот столь тщательно сложенный клад был чем-то обернут и вложен в деревянную кубышку, но все это сгнило. Клад, очевидно, был вложен в щель или в нишу стенки паперти и при разрушении стенки оказался в развале.
 
Всего в кладе 17 золотых предметов и два серебряных. Золотые женские украшения представлены звездчатым колтом (рис. 3), тремя ажурными трехбусинными височными кольцами (рис. 4), пятью трех-бусинными полыми височными кольцами (рис. 5, /—5), двумя трехбусинными сережками (рис. 5, 6, 7) и четырьмя золотыми цепочками (рис. 2).


Звездчатый шестилучевои колт пары не имеет. Его лучи украшены веточками лозы филигранной  работы и гроздьями   винограда, выполненными зернью. Три трехбусинных височных .кольца представляют собой прекрасные образцы подобных ювелирных изделий. Система петель каждой бусины с напаянными на них шариками представляет собой пространственную композицию. Внутри пустых ячеек этих бусин подвешены на тонких золотых проволочках жемчужины. В одном из этих колец почти все жемчужины сохранились— их было 14; в двух других сохранились лишь некоторые. Находка такого типа колец с жемчужинами — редкость, так как обычно встречались трехбусинные кольца без жемчужин внутри. Из пяти трехбусинных височных колец ни одно не имеет пары. Бусинки их .представляют собой полые шарики. Два кольца украшены только зернью. а остальные три — разными сканными узорами и зернью, причем одно — в виде веток виноградной лозы. Две сережки трехбусинного типа тоже непарные и обе украшены зернью

Все эти изделия имеют аналогии с вещами из черниговских и киевских кладов2, особенно — клада 1883 г. из Чернигова.
 
Сравнение найденных вещей с вещами этого последнего клада показало не только их очень близкое сходство, но еще то, что к шести трехбусин-ным височным кольцам (или сережкам) в кладе 1883 г., являвшимся непарными, подбираются в нашем кладе пары.

Клад 1883 г., как указывают исторические источники, был найден «на погосте кафедрального собора». Во время находки клада «погост кафедрального собора» был общим, как и сейчас, для Спасского и Борисоглебского соборов. Возможно, что копая могилу «на погосте» (по некоторым сведениям, «у склепа»), нашли лишь часть клада. Н. П. Кондаковым было высказано предположение, что не все вещи клада были сданы. Мы же при раскопках обнаружили клад между могилой XIX в. и стеной паперти, которую могли принять за «склеп».
 
Возможно же, под «склепом» подразумевается кирпичный склеп начала XIX в. находящийся в 1,5 ж к югу от этой могилы. При развале стены паперти часть клада могла упасть .несколько-дальше, чем найденная нами, и попасть на место могилы XIX в.
 
Как мы упоминали, в составе клада имеются два кольца: одно из-них (рис. 1, 3) массивное, витое (весом 14 г) , второе — перстень со-щитком-печатью (рис. 1, 4). Он украшен орнаментами, выполненными в технике контурной черни, на двух продольных боковых сторонах щитка и по обеим сторонам в месте примыкания кольца к щитку. На самом щитке-печати вырезана фигура человека, поднявшего обе руки, а по бокам от него — две птицы в характерных позах, спинами к человеку и с повернутыми к нему головами. Этот сюжет обычно называют «вознесением Александра Македонского». Подобный сюжет, очень близкий. по исполнению, изображен ла центральном щитке диадемы из Киева. В скульптурном исполнении такой сюжет помещен на закомаре Дмитриевского собора во Владимире.
 
Кроме перечисленных вещей, в состав клада входили четыре куска золотых цепочек. Две из них сделаны из плоских колечек, а две сплетены из круглой проволоки.

Серебряные вещи представлены двумя массивными браслетами с концами, оформленными в виде головок змей.

На основе исследований Борисоглебского собора время, когда был запрятан этот клад, определяется не ранее конца 30-х годов XII в.
 
Н.В.Холостенко
 

Untitled Document

Рейтинг и друзья ресурса

Mail.ru

Яндекс.Метрика

Использование и копирование материала без согласия администратора форума, и прямой ссылки на источник запрещено (Ст.1226 - 1228)