Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Автор Тема: Новые данные о почитании топора древними славянами  (Прочитано 1006 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

VADICH

  • Администратор
  • *****
  • Репутация: +389/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 4398

Отец Родной:

Известно, что у славянских народов с топорами связан целый ряд верований и обрядов, которые обычно сопоставляются с культом Перуна1. В связи с этим значительный интерес представляет находка двух топоров на городище у дер. Хлепень Сычевского р-на Смоленской обл. Городище расположено на левом берегу р. Вазузы, на мысу, образованном оврагом и долиной реки, к северу от деревни. Основной слой на городище относится к древнерусской феодальной усадьбе, возникновение которой относится к XI в., а гибель — к XIII в.

Один топор был найден в основании вала. В процессе раскопок было установлено, что вал на городище был сооружен следующим образом. На поверхности земли были уложены дрова (бревна и сучья) и зажжены. Когда они хорошо разгорелись, но еще не прогорели, на них стали бросать глину. Об этом можно судить по тому, что костер не прогорел до конца, а обугленные бревна сохранились в длину на 1 м п более. Можно думать, что разведение огня было вызвано не только техническими, но п культовыми соображениями. Попадая в огонь, глина спекалась, что повышало прочность сооружения.

При исследовании вала в слое угля был найден стальной топор (рис. 1). Трудно предположить, что это орудие труда, несомненно представлявшее цепность, попало в огонь случайно. Топор мог быть положен в костер в процессе укладки дров или был брошен в огонь, когда костер уже горел. Другие случаи нахождения топора в подобных условиях автору неизвестны. Однако известно, что в древности топор играл большую роль в обрядах, в частности в обрядах, связанных с огнем. В. П. Даркевич, анализируя этнографические материалы, отмечает, что <<в некоторых обрядах отчетливо выступает «огненная» природа топора» .
Топор был сильно поврежден, однако особенности его формы прослеживаются достаточно хорошо. Его общая длина 18,6, ширина лезвия 9,5, ширина втулки 4 см. По классификации А. Н. Кирпичникова, топор должен быть отнесен к типу VI рабочих топоров.

По мнению А. Н. Кирпичникова, топоры этого типа появляются в-X и существуют до XIII в., однако наибольшее их количество приходится на XI—XII вв.4
Для рассматриваемого топора наиболее вероятной датой представляется середина или конец XI в., поскольку в культурном слое поселения,. перекрывающем основание вала,  были найдены предметы XI—XII  вв,
Второй топор, каменный (рис. 2), был найден в разрушенной постройке, в слое пожара, который на   основании   трехлопастной   черешковой стрелы и других находок следует датировать XIII в. Такие наконечники стрел обычно связываются с монголами. Топор относится к типу ромбических обоюдоострых молоточковидных. Такие топоры доживают до конца фатьяновской культуры *. Интересно отметить, что в момент находки в проухе находился железный стержень. По-видимому, топор был насажен на топорище и заклинен железным стержнем.

С каменными топорами и молотами связаны многочисленные верования. Например, литовские крестьяне клали каменные топоры и молоты у порогов изб для того, чтобы защититься от молнии. Южные славяне с той же целью хранили орудия под крышей дома. У многих народов топору, в частности каменному, приписывается способность увеличивать плодородие полей и повышать приплод скота, поэтому топор часто помещался на дверях хлева. Широко известны также верования, согласно которым топор, желательно каменный, применялся в народной медицине. Ему приписывались особые целебные свойства 6.
Находка двух топоров на городище у дер. Хлепень отражает некоторые языческие верования и обряды, бытовавшие у населения бассейна реки Вазузы в XI—XIII вв.
 
К.А.Смирнов
 

Untitled Document

Рейтинг и друзья ресурса

Mail.ru

Яндекс.Метрика

Использование и копирование материала без согласия администратора форума, и прямой ссылки на источник запрещено (Ст.1226 - 1228)